Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Право на образование»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
в старшей группе
«Право на образование»
ОО «Речевое развитие»
Педагог I квалификационной категории
Духовская Елизавета Прокопьевна
2013 г.
Программные задачи: познакомить детей с правом на образование. Формировать готовность детей к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности. Развивать творческие способности детей.
Оборудование: письмо, посылка со школьными принадлежностями, картина «Учитель».
Ход занятия: (воспитатель вносит в группу посылку и письмо).
Воспитатель: Ребята, к нам в детский сад пришло письмо и посылка. Вскроем письмо и почитаем: «Эта посылка предназначена детям, которые смогут отгадать кроссворд».
Загадки к кроссворду:
- Зимой в школу он бежит,
А летом дома он лежит.
Как только осень наступает,
Меня он за руку берет.
- Любят нос везде совать
И чертить и рисовать,
Все раскрашивают сами
Разноцветными носами.
- Это что тут за зверек
Ходит вдоль и поперек?
В краске выпачканный нос
Деревянный длинный хвост.
- Открыть свою тайну
Любому готова,
Но ты от нее
Не услышишь не слова.
(Когда дети отгадают кроссворд, воспитатель вскрывает посылку, в которой находятся школьные принадлежности).
- Как можно назвать все эти предметы? Для чего они нужны? (Воспитатель показывает детям картину с изображением учителя).
Как вы думаете, кто изображен на этой картинке? Как вы догадались, что это именно учитель? У кого-нибудь учатся братья или сестры в школе? Совсем скоро, через несколько месяцев и вы пойдете в школу. Хочу проверить, готовы ли вы к школе?
Игра «Школа»
- В какое время года, в каком месяце школьники начинают учиться?
- Как называется школьный стол?
- Часть письменного стола, которую можно выдвинуть?
- В чем школьники несут учебные принадлежности?
- Единственный школьный урок, где позволяют бегать, прыгать и играть?
- Школьный урок, где позволяют громко петь?
- Как называется перерыв между уроками?
- Сигнал на урок?
- Какой отметке радуются ученики?
- Молодцы, ребята. Знания о школе у вас имеются. Хотите ли вы учиться в школе? Почему? Зачем ходят в школу? Для чего нужны знания? Какие знания вы хотели бы получить в школе?
- Правильно! Когда человек много знает, разбирается во многих вопросах, с ним интересно общаться, делиться мнениями. Знания дают возможность развития личности и выбора любимого дела. Недаром народная мудрость гласит:
«Мир освящается солнцем, а человек - знаниями».
- Какие еще пословицы о знаниях вы помните?
«Учение-путь к умению», «У дружбы нет границ, а у знаний нет дна», «Без муки нет науки», «Лучше ученый, чем золоченый».
- Молодцы, дети, все эти пословицы говорят, что знания человеку просто необходимы, и у нас есть право получать эти знания. Но нет прав без обязанностей, потому что учеба - это не только ваше право, но и ваша обязанность хорошо учиться. Запомните это!
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звезд,
Управлять машиной в поле,
Иль вести машину ввысь -
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись!
- А теперь мы немного порезвимся, устроим веселый урок физкультуры.
Физкультминутка «Юные спортсмены»:
Любим спортом заниматься,
Будем очень мы стараться.
(Принять позу силача)
Мяч бросать и принимать
(Изобразить руками объем мяча, сымитировать его бросание и прием)
Метко в даль его кидать,
(Изобразить «метание» выбросом руки вперед)
Ловко прыгать на скакалке
(Выполнить движения с воображаемой скакалкой)
Ног своих совсем не жалко,
Приседать и вновь вставать,
(Выполнять движения по тексту)
Руки быстро поднимать.
Наклоняться вправо, влево - (Поднять руки, наклоны)
Все мы делаем умело!
(Развестируки в стороны).
- Мы очень много говорим о том, как необходимы знания. А только ли в школе получают знания? Да, ребята, и в детском саду вы получаете знания. И их мы сейчас проверим в литературной викторине.
- Кто первый позвонил К. И. Чуковскому по сказочному телефону?
- Ее надел вместо шапки человек рассеянный с улицы Бассейной.
- В какой сказке сказочный герой боялся солнца и тепла?
- Место, где К. И. Чуковский не рекомендовал гулять детям?
- В чем медведь нес Машу и пирожки?
- Этот сказочный герой любил кататься на печи.
- Какой герой Н. Носова ничего не знал и не любил учиться?
- В чьем облике долгое время жила сказочная царевна, оказавшаяся волею злого волшебника на болоте?
- Ее выловил Емеля из проруби.
- В какой сказке рассказывается о совместной дружной жизни Мухи, Комара, Мышки, Лягушки, Зайца, Лисы и Волка?
- Молодцы! Вы показали блестящие знания литературных произведений! Хорошо быть образованным человеком, и каждый может быть им, но для этого надо много учиться и в этом нам помогает наше государство. Оно строит большие и светлые школы, а учителя передают вам свои знания. А вы, со своей стороны, должны прилежно учиться.
- А теперь давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили.
Проблема защиты прав детей существует во всем мире. Права ребенка, юридически ему предоставленные, далеко не в полном объеме и не на всех детей в равной мере реализуются. Во многих семьях наблюдаются ущемления прав ребенка, жестокое обращение родителей к детям. И эта тема меня не оставила равнодушной.
Первой школой становления личности является семья. Именно в семье ребенок приобретает первый опыт общения, опыт совершенствования способов взаимоотношения с членами семьи. Поэтому ознакомление детей с правовой культурой я начала с изучения роли семьи в жизни ребенка.
Содержание занятия ориентировала на развитие интереса к собственным правам и обязанностям, формирования навыков социального поведения.
Занятие разработала для детей старшего дошкольного возраста.
Для повышения эффективности усвоения материала правовой культуры, с детьми провела предварительную работу: беседу о социальных документах “Декларация прав ребенка”, “Конвенция прав ребенка”, читали сказки “Воробьишко” М. Горького, “Золушка Ш. Перро, “Морозко русскую народную сказку, “Кукушка ненецкую сказку с последующим обсуждением, разучивали стихи о семье.
Занятие носит комплексный характер, по виду обобщающее, на котором закреплялись знания детей о семье.
Занятие строила с учетом гуманистических принципов на доверительном отношении между ребенком и педагогом. Дети свободно выражали свои сведения о семье и о правах.
Для осуществления поставленных задач на занятии использовала следующие методы обучения: наглядный (плакаты о правах ребенка, иллюстрации к сказке “Кукушка”, документы “Декларация прав ребенка”, “Конвенция прав ребенка”), словесный, игровой, методы проблемного обучения, практическую деятельность.
Применяла следующие приемы:
художественное слово, пословицы, моделирование, наглядно-зрительные, самостоятельное добывание знаний.
Для под держания активности детей на протяжении всего занятия старалась чередовать статичные виды деятельности с игровой, с практической деятельностью.
В дальнейшем планирую продолжать работу по ознакомлению детей с собственными правами.