Конспект организованной образовательной деятельности игры-занятия по русской народной сказке «Как коза избушку построила»
Конспект организованной образовательной деятельности
игры-занятия по русской народной сказке
«Как коза избушку построила»
для детей старшего дошкольного возраста.
О.О. «Речевое развитие»
Средняя группа
Воспитатель:
Духовская Елизавета Прокопьевна
2015 год.
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – это период, когда дети наиболее остро нуждаются в приобретении информации, поэтому необходимо специальная организация, чтобы помочь им приобрести коммуникативные и речевые умение и навыки.
К речевым умениям относятся правильный отбор языковых средств, логическое настроение и изложение высказывания, умение ориентироваться на речь собеседника, общая эрудиция. В коммуникативные умения входят инициативность в беседах, самостоятельность, умение вступить в разговор, активность, эмоционально-оценочное реагирование.
Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применить в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.
В дошкольном образовании тесная взаимосвязь этих структурных компонентов коммуникативной компетентности рассматривается как взаимосвязь коммуникативных и речевых умений ребенка, как развитие речи в общении, усвоение социального опыта, познание.
Правильно организованное обучение позволяет детям успешно овладевать речью и коммуникативными умениями. Ребенок в результате может выразить свои эмоции и чувства словом. При этом необходимо развивать и культуру общения, речевой этикет.
Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых и коммуникативных способностей можно рассматривать как стержень формирования личности ребенка-дошкольника, для решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
Конспект организованной образовательной деятельности
игры-занятия по русской народной сказке
«Как коза избушкупостроила»
для детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: Связная речь: Учить выражать свое мнение, не отступая от заданной темы. Формулировать навыки связной речи. Воспитывать умение отбирать интересные слова, выражения по сказке.
Словарь и грамматика: Учить составлять предложения с использованием заданных предлогов. Закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова. Активизировать в речи глаголы, словарный запас слов из сказки (старуха-говоруха, ушибут, горевать, шерстка). Формировать умение составлять сложные предложения.
Закреплять умение подбирать по смыслу существительное к прилагательному.
Звуковая культура речи: Формировать умение самостоятельно подбирать слова, выражения из сказки. Произносить их с нужными оттенками интонации.
Реализация образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие». «Социально-коммуникативное развитие».
Целевые ориентиры образования: Проявляет активность и интерес к русским народным сказкам. Пользуется связной, устной речью, используя знакомые слова и выражения из сказки. Обладает установкой положительного отношения к русскому народному творчеству. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Знаком с произведениями русского народного творчества.
Материал: Иллюстрации по сказке (яблонька, елка, дуб, осина, береза), листочки с каждого дерева, 2 скакалки (рейки), картинки (коза, лес, избушка, березка), мяч, массажная дорожка, настольный кукольный театр (козлята, лужа, избушка, дерево), 2 магнитных доски, аудиозапись музыки для физической минутки, ширма, украшения под избушку.
Подготовительная работа: чтение русской народной сказки «Как коза избушку построила», беседа по сказке. Рисование иллюстраций, чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе». Драматизация русской народной сказки «Волк и семеро козлят».
- Организационный момент:
Воспитатель – Я надеюсь, что вы все помните сказку «Как коза избушку построила»
Чем эта сказка похожа на сказку «Федорино горе»?
Воспитатель – Я предлагаю пойти в лес, в котором живет коза со своими козлятами.
- Воспитатель приглашает детей на «полянку»
Упражнение «Какой лист?»
Воспитатель – В лесу растут разные деревья. Несколько листочков упало на тропинку. Найдите с какого дерева? Скажите, какой это лист в единственном и множественных числах?
Осина – осиновый – осиновые
Береза – _________ – _________
Дуб – _________ – _________
Яблоня – _________ – _________
- Упражнение «Слова – действия»
Воспитатель – Какие слова – действия можно подобрать к слову листья:
Листья (что делают?) – желтеют, опадают, вянут, срываются, облетают, шелестят, летят, кружатся.
- Физкультурная минутка «Пройди по тропинке»
Воспитатель – На следующую полянку предлагаю пойти по этой тропинке. Она узкая, поэтому надо идти на носочках, руки на поясе, спинка прямая.
- Упражнение «Придумай предложение»
Воспитатель – На этой полянке нас ждут картинки. Придумайте по ним предложения, вспоминая нашу сказку:
Коза – лес
Коза – избушка
Коза – береза
- Упражнение «О ком я так могу сказать?»
Воспитатель – Я буду называть слова, характеризующие маму – козу или козленка, а тот, кто поймает мяч, скажет, о ком я говорю:
Ласковая, веселый, добрая, трудолюбивая, подвижный, заботливая, маленький, беленький.
- Динамическая пауза:
«Пальчиковая игра «Козлик и тучка»
Козлик вышел погулять |
– ходьба на месте |
Глянул, солнца не видать. |
– посмотреть вверх, поднять плечи |
Тучка быстро набежала, |
– руки вверх, махи руками |
Узелок свой развязала, |
– покрутить ладошками |
И закапал сильный дождь |
– погрозить пальчиком |
Кап, кап, кап, кап, … |
– постучать указательным пальцем одной руки по ладошке другой руки. |
Воспитатель – А мы с вами от дождика «убежим», пройдя по этой тропинке.
- Упражнение «Где козленок?»
Воспитатель – На этой поляне играют козлята. Посмотрите и скажите, где находятся козлята.
Использовать слова: на, над, под, за, в, перед, между, около.
- Упражнение «Мы знаем сказку»
Воспитатель – Козлята уже нагулялись и побегут в свою избушку (проходят к ширме, присаживаются перед ней).
- А под каким деревом стоит избушка?
- Что обещала березка, предлагая построить под ней избушку?
- Какая сказка может быть продолжением этой?
- А кто сочинил эти сказки?
- Кто может вспомнить красивые слова, выражения из сказки?
Воспитатель – Вот видите, как могуч и богат наш русский язык. Как он красив и понятен. И сколько много слов мы сегодня вспомнили. Давайте, в свободное время, мы еще раз вспомним сказку «Как коза избушку построила», и прочитаем ее.