Сообщение об ошибке

Deprecated function: The each() function is deprecated. This message will be suppressed on further calls в функции _menu_load_objects() (строка 579 в файле /var/www/u0258651/public_html/dukhovskaya/includes/menu.inc).

Реферат «Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной игры»

Реферат

«Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной игры»

Воспитатель

Духовская Е.П.

2014 г.

Содержание

 

Введение

Глава I Театрализованная деятельность в ДОУ

  1.  Значение театрализованной игры для детей
  2.  Педагогическое руководство театрализованной игры

Глава II Нравственное воспитание

2.1. Понятие нравственного воспитания в психолого–педагогической литературе

2.2. Роль театрализованной игры в нравственном воспитание детей младшего дошкольного возраста

2.3. Сказка в театральной игре

Глава III Экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста

Приложение 1 – Анкета для детей

Приложение 2 – Сказка по-новому

Приложение 3 – Анкета для родителей

Приложение 4 – Консультация

Приложение 5 – Консультация

Приложение 6 – Консультация

Список литературы

Введение

Проблема актуальность исследования: нравственного воспитания детей дошкольного возраста в настоящее время приобретает все большее значение. Учитывая, что в условиях реализации ФГОС ДО усилия педагогов направлены на решение одной из важных задач – построение личностно-ориентированной модели взаимоотношений педагога и ребенка. При этом театрализованные игры обогащают дошкольников новыми впечатлениями, знаниями, умениями и являются действенным средством «развития целостной личности». [11,103] Эту точку зрения разделяют А.В. Арбузов, Л.В. Артемова, А.П. Аникеева и др. В работах данных авторов освещается роль театральных игр в воспитательном процессе.

А, по мнению Н.Ш. Чинкиной и М.Р. Багманова, развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно. Это можно объяснить наличием 2-х направлений в способах организации:

  • Использование театрализованной игры в качестве зрелищной составляющей праздников. Для этого с детьми разучивают не только текст, но и интонации и движения. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность.
  • Невмешательство взрослого в организацию театрализованной игры. Детей сопровождает набор шапочек-масок, элементов костюмов и декораций. В результате дети не развиваются как самостоятельная личность, они не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят как потребители, а не как творцы.

Именно эти проблемы обусловили необходимость исследования этой проблемы.

Цель: раскрыть особенности влияния театрализованной игры на нравственное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Были выдвинуты следующие задачи:

  • Изучить методическую психолого-педагогическую литературу по вопросу влияния театрализованной игры на детей дошкольного возраста.
  • Раскрыть виды, характеристику, классификацию театрализованных игр.
  • Показать особенности педагогического руководства в театрализованной деятельности.
  • Провести экспериментальную работу.

Глава I

Театрализованная деятельность в ДОУ

 

  1.  Значение театрализованной игры для детей

 

Со словом «театр» у людей связано ощущение праздника. Особенно это касается детей. В.А. Сухомлинский говорил: «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазий …» [11, с 104].

Исследования Л.С. Выготского, Л.А. Муриной показали, что именно в творческой игре происходит нравственное развитие личности, развивается эмоциональный настрой. Театрализовано-игровая деятельность включает в себя разные виды театрализованных игр, организуемых совместно со взрослыми. При этом, как указывает Л.С. Венгер, наибольшие возможности пробудить интерес к сценическому искусству имеется уже в младшем дошкольном возрасте. [5, 15]

Театрализованная игра – это мощный фактор формирования гуманных чувств и взаимоотношений, который способствует построению эмоционально развивающей среды, а это особо важно для нравственного воспитания детей через накопление и расширение репертуара ролей в игре, которая является средством обогащения эмоциональной сферы. Младшие дошкольники постепенно учатся проявлять сопереживание, отзывчивость, способность разделять радость сверстника. Эти чувства переходят в опыт собственных переживаний.

А при помощи настоящего театра игрушек можно создавать специальные обучающие игры, которые позволяют знакомить младших дошкольников со способами поведения в затруднительных  ситуациях. В результате можно создавать основу для построения эмоционально-развивающей среды, в которой каждый ребенок может почувствовать себя комфортно и счастливо.

Участие в игре развивает у детей чувство партнерства и способность к позитивному взаимодействию. И именно театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации младшего дошкольника.

Театрализовано-игровая деятельность складывается из разного рода представлений, инсценировок и художественно-образных действий. Следует отметить, что в педагогике описаны разные классификации театрализованных игр (О. Акулова – 2005 г., Л.В. Артемова – 1991 г., Л.С. Фурмина – 1989 г. и др.). На наш взгляд представляет интерес классификация театрализованных игр О. Акуловой, которая делит их на 2 основные группы: драматизации и режиссерские. В играх драматизациях ребенок самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Драматизация основа на собственных действиях исполнителя роли.

В режиссерской игре персонажами являются игрушки. Озвучивая героев и комментируя сюжет, ребенок использует разные средства вербальной выразительности: мимику, интонацию, пантомимику. И он не является действующим лицом, ребенок создает сценки, ведет роль игрушечного персонажа, действуя за него, изображая его интонацией.

Ценность театрально-игровой деятельности заключается в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества.

В результате можно сказать, что ценность театрализованной игровой деятельности заключается в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. И это позволяет использовать ее как сильное, но ненавязчивое средство нравственного воспитания детей.

1.2. Педагогического руководство театрализованной игры

В процессе организации театрализованных игр выделяются 2 типа педагогических задач. 1 – тип – это воспитывает задачи, которые направлены на развитие нравственных качеств. 2 – тип – это образовательный, который связан с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.

Дошкольники под руководством взрослого активно осваивают основные закономерности постановки спектакля. Следует совместно с детьми выбрать хорошо знакомый сюжет, распределить роли, обсудить каждое действующее лицо, поупражняться в возможных диалогах. Подробно уточнить атрибуты, костюмы, декорации. Следует помнить: при постановке дошкольниками театрализованного представления педагог является консультантом. Он незаметно для них, не снижая инициативы, творчества детей, направляет их деятельность это требование очень важно соблюдать, поскольку дети уже в младшем дошкольном возрасте учатся самостоятельности.

Проводится театрализованная игра по определенной структуре. В 1 части, для того, чтобы заинтересовать детей игрой могут быть использованы различные приемы: беседа, игровой прием, появление сказочного персонажа, загадки, видеозапись, мультимедийная презентация.

Во 2 части можно провести беседу, в результате которой разбираются фрагменты, вызывающие затруднения в понимании («с чего начинается сказка? К кому обращается главный герой?

Далее идет распределение ролей. Можно просто назначить на роль, но обязательно пояснить, почему так решили. Когда роли распределены, идет подготовка игровой среды.

Во II младшей группе педагог всегда должен быть ведущим, в средней группе можно привлекать детей. В дальнейшем педагог может быть актером. Но важно помнить, что педагогу надо исполнять только положительные роли, т.к. играя отрицательные роли, он может и не вызвать отвращение к аморальному, а, наоборот, побудить к подражанию.

Эффективность воздействия театрализованной деятельности зависит от того, насколько высокие будут требования к выбору сказки или художественного произведения, художественному оформлению, подготовке и проведению спектакля. Организация пространства должна представлять возможность для многоварьеативных игр, где может быть реализована склонность детей что-то для себя открывать, применять свою фантазию, становится героем придуманных ими сюжетов.

Самостоятельное разыгрывание роли дошкольникам позволяет сформировать опыт нравственного поведения, умения поступать в соответствии с нравственными нормами. И в это же время дети учатся оценивать свои поступки, контролировать свое поведение.

Глава II Нравственное воспитание

2.1. Понятие нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе.

Понятие нравственное воспитание всеобъемлющие. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека, в особенности ребенка. И как считают многие педагоги сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности, т.к. нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение детей дошкольного возраста с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. И результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно-ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, сочувствию.

Нравственная воспитанность – это устойчивость положительных привычек и нормального поведения и культура отношений в детском коллективе. Чтобы ребенок совершал нравственные поступки, у него должна возникнуть в этом потребность. А нравственные качества  не могут формироваться без жизненной необходимости. Поэтому можно организовать ситуации конфликтного столкновения нравственных позиций. Необходимо дать детям возможность пережить и почувствовать на себе последствия нарушений этических норм. Тогда древняя истина – поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе, - приобретает понятный и конкретный смысл.

2.2. Роль театральных игр в нравственном воспитании детям младшего дошкольного возраста

Театрализованные игры раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героев. Научившись сопереживать в театрализованной игре. Дети начинают замечать настроения других детей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие, доброту, протест против несправедливости.

Знакомство младших дошкольников с театрализованной игрой начинается с инсценировки потешек, песен, а затем – народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – все это младшие дошкольники усваивают в игровой деятельности.

Эта деятельность близка и понятна младшему дошкольнику, т.к. лежит в его природе и находит отражение стихийна, т.к. связана с игрой. Любую выдумку, впечатления из окружающей жизни дети хотят воплотить в живые образы и действия, тем самым обогащая свои нравственные представления.

Театр для младшего дошкольника – это особенно удивительный мир, это сказка и это реальность, где каждый ребенок может проявить себя.

2.3. Сказка  в театрализованной  игре

Особенно дети любят использовать в театрализованной игре сказки.

И русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитании значения народных сказок. Так, В.Г. Белинский ценил в сказках их народность, их национальный характер. Он полагал, что в сказках за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь. Глубоко понимая природу ребенка, Белинский считал, что «у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому и им нужны не абстрактные идеи, а конкретные образы, краски». [4, 201]

У сказки всегда особое отношение к действительности: сказочное пространство и сказочное время не вписаны в реальную географию и историю, повествование сказывается как бы вне действительности, что позволяет проявиться поэтическому вымыслу. Вместе с тем сказки сохраняют жизненное правдоподобие, несут в себе «стихийный реализм», наполнены правдивыми бытовыми деталями. Правда и вымысел, два противоположных начала, диалектически соединены в сказках в одно целое. Развлекательный характер сказок не противоречит их идейной устремленности. Сказки реагируют на негативные стороны жизни, противопоставляя свое, справедливое решение. Нельзя не заметить того, что они сочувствуют беззащитным, обиженным, идеализируют таких героев, и делают их счастливыми.

Сказки имеют философский характер, но за их конкретным содержанием встает обобщенная мысль народа. Сюжет сказок воспринимается детьми как своеобразная метафора реальных человеческих отношений. Сказка всегда являлась важным воспитывающим средством, в течение столетий выработанными и проверенным народом. И уже не надо доказывать педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга. И поэтому используя сказки в театрализованной игре с детьми, мы формируем у детей понимание важности нравственного поведения. А театрализованная деятельность являясь источником развития чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий, приобщает дошкольника к духовному богатству сказки.

Глава III Экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста

Приступив к работе с детьми II младшей группы, я сначала наблюдала за детьми своей группы. Обратила внимание, что часть детей скованны, а часть детей, наоборот, эмоциональны. Понимая важность духовно-нравственного воспитания детей, стала в своей работе чаще использовать сказку. И сами дети подтолкнули меня к решению задач по данному направлению через театрализованную игру.

Сначала я изучила методическую литературу («кукольный театр – дошкольникам» Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г., «Театральные занятия и игры в детском саду» Агапова И.А., Давыдова М.А., «Развитие творческого мышления: работаем по сказке» Шиян О.А.).

Эту литературу использовала потому, что сказка, как и театр – тоже волшебство. На основе сказки можно сделать множество постановок, с их помощью можно решить вопросы нравственного воспитания.

Сначала я провела небольшое анкетирование с детьми (Приложение 1) и по результатам составила план-работы. Разнообразила и дополнила развивающую среду группы, при этом учитывала следующие принципы:

  • Принцип гибкого зонирования, позволяющий детям свободно заниматься деятельностью, не мешая друг друга.
  • Принцип самостоятельности, позволяющий детям самостоятельно выбирать то, что им по душе.
  • Принцип новизны, обновляемости.
  • В группе имеются разные виды театров: пальчиковый, игрушки Би-ба-ба, деревянный настенный театр, театр матрешек, конусный театр, бумажный настенный театр.
  • Дети стали охотно использовать театральные игрушки – персонажи в свободной деятельности. Дети стали самостоятельно воспроизводить известные сюжеты сказок, часто их переделывали на свой лад, придумывали новый конец сказок. (Приложение 2).

И если в начале учебного года дети чаще играли индивидуально, то к концу года дошкольники научились объединяться группами, распределять роли между собой по количеству действующих персонажей в спектакле. Если кому-то не доставался игровой персонаж, то дети самостоятельно вводили его в сказку. В связи с этим сюжет сказки менялся, побуждая детей импровизировать на темы знакомых сказок.

В результате проведенной работы по формированию нравственных качеств средствами театрализованной деятельности у детей развивались коммуникативные и социальные навыки. Что привело к повышению положительного эмоционального климата в группе.

Также родителям было предложено две анкеты (Приложение 3).

Анализ анкеты показал, что сами родители в своем детстве предпочитали сказки, верили в волшебство и очень многие сочиняли свои собственные стихи и сказки. А мама Вероники Б. рассказала, что до сих пор хранит тетрадь со своим творчеством (рисунки, рассказы, стихи).

Также родители отметили, что дети стали больше уделять внимание сказкам – просят почитать им или поиграть  в сказку.

Также подготовила для родителей консультации:

  • (Приложение 4)
  • (Приложение 5)
  • (Приложение 6)

Приложение №1

Сказка «Репка»

… Позвала кошка мышку, а та испугалась, спряталась. Услышал это петушок и прибежал на огород, стал помогать. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвал Петушок Курочку, прибежала курочка и цыпленка с собой привела. Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку, Петушок за кошку, курочка за Петушка, цыпленок за Курочкин хвостик. Тянут-потянут и вытянули репку. И бабушка с внучкой приготовили вкусный салат.

«Теремок»

Живут уже в теремке мышка-норушка, лягушка-квакушка,….

Бежит мимо белочка, стала просится в теремок

         «а я белочка – по деревьям попрыгушка»

Бежит мимо зайчик-побегайчик…

Бежит мимо ежик, стал просится в теремок

         «а я ежик – ни головы, ни ножек»

Бежит мимо лисичка-сестричка, стала просится в теремок. Жалко лисичку, а пустить-то некуда. Все комнаты заняты. И волчок-серый бочок прибежал.

         Что делать? Решили звери новый теремок строить. Шел мимо медведь, услышал шум и пришел посмотреть. Увидел, что все трудятся и тоже стал помогать строить.

         «а теперь все будут танцевать».

Приложение № 2

Анкета для детей

 

  1. Любишь ли ты сказки?
  2. Назови свою любимую сказку
  3. В сказку можно играть?
  4. В какую сказку ты хочешь играть?
  5. Какой твой любимый сказочный герой?
  6. А хочешь ли ты поиграть по стихотворению?

Приложение №3 

Анкета для родителей

 

  1. Фамилия, имя, возраст ребенка.
  2. В каком возрасте Вы начали знакомить ребенка с книгами?
  3. Какова была первая реакция ребенка на книгу?
  4. В каком возрасте ребенок сам начал обращать внимание на книги?
  5. Что привлекало ребенка в книгах – собственного чтение или иллюстрации?
  6. Как часто Вы читаете ребенку?
  7. Рассказываете ли Вы ребенку стихи и сказки без книг?
  8. Какие произведения Вы прочитали ребенку за последний год?
  9. Способен ли ребенок слушать рассказывания сказок и стихов без книги? Что нравится ребенку больше – чтение книг или рассказывание сказок и стихов без книги?
  10.  Разглядывает ли ребенок книги самостоятельно? Что он при этом делает, говорит?
  11.  Вставляет ли ребенок нужные слова при чтение книг, если Вы делаете паузу?
  12. Цитирует ли ребенок знакомые сказки и стихи? (Например, глядя на игрушечную козу, ребенок говорит «растопырила глаза», вспомнив «Федорино горе» К. Чуковский.)
  13. Предпочитает ли ребенок слушать чтение какого-то определенного члена семьи или «исполнитель» для него не имеет значения?

 

Приложение № 4   

Анкета для детей

 

  1. Имя, фамилия, возраст
  2. Любили ли Вы в детстве книги (да, нет, не знаю)
  3. Что Вы больше любили (чтение взрослых, собственное чтение, и то и другое, не знаю)
  4. Назовите любимые детские книги, прочитанные Вам родителями.
  5. Назовите любимые детские книги, прочитанные Вами самостоятельно.
  6. Как Вас кажется, что было для вас важнее? (текст, иллюстрации, и то и другое)
  7. Что Вам больше нравилось? ( чтение, устное рассказывание родителей, и то и другое?
  8. Что Вам нравилось? (сказки – народные, литературные произведение «из жизни» (рассказы и повести о животных, о детях)
  9. Верили ли Вы в то, что написанное в книгах бывает на самом деле? (да, нет, частично, не знаю)
  10.  Верили ли Вы в волшебство? (да, нет, частично, не знаю)
  11.  Нравились ли Вам какие-нибудь отрицательные герои? (да, нет, не знаю)
  12.  Назовите стихи, запомнившиеся с детства.
  13.  Были ли книги, подтолкнувшие Вас в детстве к собственному творчеству? (да, нет, не знаю)

Что именно это было? (инсценирование прочитанного; рисование, лепка; имитация процесса чтения; сочинение собственных сказок, рассказов или стихов; изготовление собственных книжек; другое)

 

Список использованной литературы:

 

  1. Агапова И.А. Давыдова М.И. Театральные занятия и игры в детском саду М.2010.

 

  1. Антипина Е.А. Кукольный театр в детском саду

 

  1. Артемова Л.В. Театральные игры школьников Просвещение, 1991

 

  1. Белинский В.Г. Избранные статьи М. «Детская литература» 1980 с.224

 

  1.  Венгер Л.С., Психологическое развитие детей в игре семья и школа, 1983 № 12 с.15

 

  1. Выгодский Л.С. , Воображение  и творчество в детском возрасте М., 1997, с 56

 

  1. Вакуленко  Ю.А., Власенко О.П. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду. Волгоград 2008.

 

  1. Караманенко Т.Н. Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. М., «Просвещение» 1973

 

  1. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М.2009.

 

  1. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. М. 2009.

 

  1. Сухомлинский В.А. Избранные сочинения М. «Просвещение»1990 с.132

 

  1. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду для занятий с детьми 4-5 лет. Г. Москва Издательство Мозаика-синтез 2010г.

 

  1. О.А. Шиян Развитие творческого мышления работаем по сказке. Г. Москва. Издательство Мозаика-синтез 2012.

 

  1. Эльконин М.Б. Психология игры М. «Просвещение» 1978 с.36

 

 

 

ПЛАН РАБОТЫ

 

Театрализация игровой деятельности

 

  1. Сказка «Колобок»
  2. Сказка «Репка»
  3. Стихотворение А.Барто «Игрушки»
  4. Сказка «Теремок»
  5. Сказка К. Чуковского «Муха-цокотуха»
  6. Сказка «Волк и семеро козлят»